Использование антибиотиков увеличивает риск заражения бактериями Clostridium

Использование антибиотиков увеличивает риск заражения бактериями Clostridium

Устойчивый к антибиотикам стафилококк – не единственная возникающая бактериальная угроза. Сейчас набирает силу другая ошибка – Clostridium difficile.

C. difficile вызывает легкую или тяжелую диарею и, хотя и редко, в некоторых случаях попадает в кровоток, где представляет опасность для жизни. В прошлом C. difficile в основном использовалась для пациентов из домов престарелых и больниц. Но, как и в случае с более известными бактериями MRSA, вызывающими многие инфекции Staph, C. difficile все чаще регистрируется среди людей, которые в целом здоровы, особенно среди тех, кто недавно принимал антибиотики.

Инфекция может распространяться в результате фекального загрязнения. Бактерия производит долгоживущие споры, которые могут долгое время выживать вне организма, поэтому особенно важно убирать вокруг больных.

Но плохой инфекционный контроль не всегда является причиной, отмечает Джозеф Гульельмо, PharmD, заведующий кафедрой клинической фармации фармацевтической школы UCSF и эксперт по исследованиям в области использования антибиотиков в медицине. У большинства людей небольшое количество C. difficile может присутствовать в кишечнике, объясняет он. Но использование некоторых антибиотиков может убить бактериальную конкуренцию и позволить C. difficile популяция взорвется.

«Антибиотики, независимо от того, используются они надлежащим или ненадлежащим образом, являются абсолютным фактором риска», – говорит Гульельмо.

«Гипервирулентный» C. difficile

Кроме того, появляется новый штамм. C. difficile вырабатывает токсин, который разрушает слизистую оболочку толстой кишки, и новый штамм производит в 20-30 раз больше этого токсина, чем старые штаммы, говорит Гульельмо. Новый «гипервирулентный» штамм гораздо чаще связан с более тяжелым заболеванием, иногда требующим хирургического вмешательства. По словам Гульельмо, как нормальные штаммы, так и гипервирулентные штаммы становятся все более распространенными на Восточном побережье и в Канаде.

В то время как он недавно проводил обход в качестве лечащего фармацевта в больнице, Гульельмо встретил пациента, который получал химиотерапию в амбулаторных условиях и который только что был госпитализирован с диареей, которая, как первоначально предполагалось, возникла из-за химиотерапии. Несмотря на относительно нормальное обследование брюшной полости, у пациента было высокое количество лейкоцитов, что свидетельствует о серьезной инфекции. Пациенту оказали помощь немедленно, не дожидаясь результатов анализов на выявление C. difficile инфекция. Он умер на следующий день, до того, как вернулись положительные результаты анализов.

По словам Стива Миллера, доктора медицины, директора лаборатории клинической микробиологии медицинского центра UCSF, врачам, возможно, придется ждать результатов диагностического теста до трех дней. UCSF скоро начнет использовать тест, который не полагается на культуру клеток – тот, который даст результаты в считанные часы. Однако этот тест и никакие другие клинические диагностические тесты, одобренные Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, не могут использоваться для различения нормальных и гипервирулентных форм C. difficile, – говорит Миллер. Нет уверенности, что пациент, которого видел Гульельмо, был инфицирован гипервирулентным штаммом.

Если есть подозрение на вспышку гипервирулентной формы, можно будет отправить образцы в государственные лаборатории здравоохранения или в Центры США по контролю и профилактике заболеваний для тестирования, но для получения результатов может потребоваться 10 дней, говорит Миллер.

Несмотря на тенденции в других странах, C. difficile среди пациентов больниц UCSF оставалась стабильной в течение последних нескольких лет – отчасти благодаря кампании по инфекционному контролю и мытью рук, говорит Миллер. «Это определенно главная причина внутрибольничной диареи», – говорит он. «Большое количество пациентов принимают антибиотики, поэтому вы ожидаете значительного числа случаев.Но что касается гипервирулентного штамма, добавляет он, «я не видел никаких доказательств того, что мы наблюдаем здесь много его за последние несколько лет.”

Антибиотики, представляющие риск заражения, различаются среди штаммов бактерий

С C. difficile, антибиотики – палка о двух концах. Некоторые антибиотики повышают риск заражения. Но когда C. difficile уже распространилась, для борьбы с ней необходимы другие антибиотики.

Стандартным лечением более легких инфекций является прием метронидазола в таблетках. По словам Гульельмо, более серьезные инфекции, в том числе вызванные гипервирулентным штаммом, требуют более агрессивного лечения. Исследования подтвердили, что антибиотиком выбора при потенциально опасных для жизни инфекциях теперь должен быть ванкомизин, также принимаемый перорально, – говорит он. Ванкомицин концентрируется в кишечнике, нулевой уровень для C. difficile инфекция. Метронидазол при пероральном приеме также действует в кишечнике, но также системно всасывается в кровоток.

«В случае тяжелой инфекции лечение такое же, но результаты гораздо более проблематичны в случае гипервирулентного штамма», – говорит Гульельмо.

Считается, что антибиотики повышают риск гипервирулентного С. difficile отличаются от тех, которые ранее показали, что повышают риск заражения нормальными штаммами.

«Со старыми штаммами C. difficile, клиндамицин и бета-лактамные антибиотики, такие как пенициллин и цефалоспорины, были связаны с C. difficile », – говорит Гульельмо.

Другой класс антибиотиков, называемых фторхинолонами, наиболее известным из которых является ципрофлоксацин, по-видимому, способствует инфицированию гипервирулентным штаммом C. difficile.

«Хотя это еще не доказано, есть опасения, что широкое использование фторхинолонов в обществе является фактором риска для этой гипервирулентной формы», – говорит Гульельмо.

3 комментария к “Использование антибиотиков увеличивает риск заражения бактериями Clostridium”

Оставьте комментарий