Братья и сестры играют формирующую и влиятельную роль в качестве «агентов социализации»

То, что мы узнаем от своих братьев и сестер, когда вырастем, оказывает – к лучшему или к худшему – значительное влияние на наше социальное и эмоциональное развитие во взрослом возрасте, по мнению эксперта в области взаимоотношений братьев и сестер, родителей и детей и сверстников из Университета Иллинойса.

Лори Крамер, профессор прикладных семейных исследований в отделе развития человека и общества в Иллинойсе, говорит, что, хотя нельзя недооценивать влияние родителей на развитие ребенка, равно как и влияние братьев и сестер.

"То, что мы узнаем от своих родителей, может частично совпадать с тем, что мы узнаем от наших братьев и сестер, но могут быть некоторые области, в которых они значительно отличаются," Крамер сказал.

Родители лучше учат социальным тонкостям в более формальной обстановке – например, как вести себя публично, как не смущаться за обеденным столом. Но братья и сестры являются лучшими образцами для подражания более неформального поведения – как вести себя в школе или на улице или, что наиболее важно, как вести себя круто с друзьями, – которые составляют основную часть повседневного опыта ребенка.

"Братья и сестры ближе к социальной среде, в которой дети находятся в течение большей части своего дня, поэтому важно не упускать из виду тот вклад, который они вносят в то, кем в итоге становятся мы," Крамер сказал.

Крамер, который вместе с Кэтрин Дж. Конгер из Калифорнийского университета в Дэвисе, соредактировавший том по этой теме для недавнего выпуска журнала New Directions for Child and Adolescent Development, говорит, что более четкое понимание того, как братья и сестры функционируют как "агенты социализации" поможет ответить на важные социальные вопросы, например, почему некоторые дети придерживаются антиобщественного поведения.

"Мы знаем, что позитивные отношения с братьями и сестрами связаны с целым рядом лучших результатов для подростков и взрослых," Крамер сказал. "Во многих текущих исследованиях рассматривается, как дети усваивают нежелательное поведение, такое как курение, употребление алкоголя и другие правонарушения, в результате воздействия антиобщественного поведения старшего брата или сестры, а также друзей их брата или сестры. Например, девушка-подросток имеет более высокий риск забеременеть, если ее старшая сестра была матерью-подростком. Лучшее понимание влияния братьев и сестер может помочь нам разработать эффективные стратегии защиты детей младшего возраста в семьях."

По словам Крамера, для того, чтобы максимизировать положительное влияние старшего брата и сестры, одна из самых важных вещей, которые могут сделать родители, – это помочь наладить поддерживающие отношения между братьями и сестрами с самого начала.

"Из лонгитюдных исследований мы знаем, что, если дети начинают свои отношения с братом или сестрой на положительной ноте, они с большей вероятностью продолжатся положительно с течением времени," она сказала.

Такие переменные, как пол и разница в возрасте, не имеют большого значения между братьями и сестрами.

"Не так уж важно, расположены ли вы ближе друг к другу или дальше друг от друга, или у вас есть брат или сестра," Крамер сказал. "Что действительно гораздо важнее, так это то социальное поведение, которому дети учатся в раннем детстве, которое они могут использовать для развития позитивных отношений с братом или сестрой. Вот почему для родителей важно побуждать братьев и сестер к взаимодействию друг с другом и развивать отношения, основанные на взаимном уважении, сотрудничестве и способности решать проблемы."

Крамер сказал, что дети, которые растут единственными детьми, не обязательно менее социально компетентны, чем дети, которые растут с братьями и сестрами, но они с большей вероятностью развили социальные навыки через друзей, чем через братьев и сестер.

"Растут только с родителями – это совсем другая среда для молодых людей," она сказала. "Родители только детей могут захотеть подумать о том, как они могут помочь своему ребенку получить социальный опыт с другими детьми, будь то уход за детьми, дошкольное образование или свидания в игре."

У одиноких детей заводят суррогатных братьев и сестер с кузенами и друзьями?

"Родители могут поощрять их к развитию более глубоких отношений, и это хорошо, потому что это дает им возможность развить некоторые из этих социальных навыков, которые они, вероятно, не приобретут, если будут ограничены взаимодействием со своими родителями и учителями," Крамер сказал.

По словам Крамера, родители, у которых есть дети, которые находятся близко друг к другу по возрасту, могут не видеть особой потребности в том, чтобы приводить детей в дом один раз в неделю, потому что их дети уже имеют значительный социальный опыт в семье, сказал Крамер.

Но дети, чьи братья и сестры находятся дальше друг от друга по возрасту, скорее всего, будут иметь разные группы друзей и разный социальный опыт, потому что они могут находиться в разных школьных контекстах или участвовать в уникальных занятиях. "Возможно, что братья и сестры, которые находятся дальше друг от друга, очень связаны в доме, но их социальный опыт вне семьи может сильно отличаться," Крамер сказал.

И, как отмечает Крамер, наличие Уолли Кливера в качестве старшего брата не обязательно означает, что младший брат окажется таким же, как Уолли – они могут в конечном итоге стать такими же, как Бивер.

"Мы знаем, что не все дети младшего возраста становятся такими же, как их старшие братья и сестры," Крамер сказал. "Есть много случаев, когда младшие братья и сестры очень много работают, чтобы проложить свой собственный уникальный путь и отличаться от своих братьев и сестер, – исследователи процесса называют это “ деидентификацией ”.’

Они могут выбрать другой путь, чтобы преуспеть, или оставить свой след, чтобы основать свою идентичность. Этот ребенок может выбрать занятия спортом, искусством или общением. Это избавляет их от давления, когда их видят или сравнивают со старшим братом или сестрой, особенно если они боятся, что не смогут соответствовать.

"Таким образом, они выясняют, кто они такие, во что они верят и что для них важно, в ответ на то, как они воспринимают своих братьев и сестер."

Крамер предупреждает, что, хотя мы не знаем всех последствий влияния братьев и сестер,, "мы знаем, что взросление в семье, где есть еще один ребенок, создает совершенно иную среду в социальном, когнитивном и эмоциональном плане," Крамер сказал.

"Дети учатся вещам, растя вместе с другими детьми в доме, точно так же, как они изучают вещи, взрослея в более ориентированной на взрослых среде, если они – одинокие дети. Нам необходимо лучше понять это, чтобы сформировать более реалистичное представление о развитии ребенка и семьи."

BEECAMP.RU