Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями – со значительно низким когнитивным функционированием в сочетании со значительным дефицитом адаптивного или повседневного функционирования – составляют от 2 до 3 процентов населения, и, по оценкам, каждый третий ребенок с ограниченными возможностями испытывает ту или иную форму жестокого обращения. Однако во многих случаях раскрытие информации детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями не расследуется и не передается в суд, отчасти из-за беспокойства по поводу того, могут ли эти дети достаточно подробно описать свой опыт и им поверит присяжные. Новое исследование показало, что дети с легкой степенью умственной отсталости описали свой опыт, а также обычно развивающиеся дети того же уровня развития или умственного возраста, особенно когда они были опрошены вскоре после события.
Исследование, проведенное учеными из Ланкастерского университета в Великобритании, опубликовано в журнале Child Development.
"Наши результаты показывают, что дети с ограниченными интеллектуальными возможностями могут предоставить точную и подробную информацию о своем опыте при правильном собеседовании," отмечает Дейрдра А. Браун, старший преподаватель факультета психологии Университета Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия (которая работала в Ланкастерском университете, когда проводила это исследование), и ведущий автор исследования.
"Дети с более серьезными интеллектуальными нарушениями (дети с умеренной степенью умственной отсталости) все еще могли дать полезные описания своего опыта, но были менее способными, чем обычно развивающиеся дети того же уровня развития и дети с легкой степенью умственной отсталости. Интервьюеры должны опрашивать детей с ограниченными интеллектуальными возможностями как можно скорее после раскрытия фактов жестокого обращения, и они должны учитывать уровень развития и тяжесть нарушений при оценке показаний очевидцев."
Цель исследования заключалась в том, чтобы определить, как дети с ограниченными интеллектуальными возможностями (по сравнению с обычно развивающимися детьми) могут вспомнить опыт, когда их опрашивали позже. Дети были опрошены с использованием протокола, очень похожего на тот, который используется следователями при оценке утверждений о жестоком обращении с детьми; исследователи также использовали наводящие и вводящие в заблуждение вопросы, подобные тем, которые могут возникнуть при перекрестном допросе в судебном заседании.
В исследование были включены 194 британских ребенка: две группы имели интеллектуальные нарушения, соответствующие диагностическим категориям легкой или средней степени нарушения (что определяется оценкой IQ на основе результатов четырех подтестов общего теста интеллекта, а также того, посещали ли они специальные школе или нуждались в адресной педагогической помощи в обычной школе) и были от 7 до 12 лет. Остальные дети были типично развивающимися детьми в возрасте от 4 до 12 лет.
Детей с ограниченными интеллектуальными возможностями сравнивали с двумя группами типично развивающихся детей: одна группа была одного хронологического возраста, а другая – того же возраста развития. Например, 12-летний ребенок с легкой умственной отсталостью может функционировать примерно на уровне 9-летнего ребенка, и его можно будет сравнить с 12-летним (хронологическое соответствие возраста) и 9-летним ребенком. (соответствие возрасту развития).
Все студенты приняли участие в командном мероприятии, состоящем из нескольких мероприятий, связанных со здоровьем и безопасностью (e.грамм., завязать повязку или научиться ухаживать за порезом). В середине мероприятия они стали свидетелями спора по поводу оборудования. Половина студентов была опрошена через неделю после мероприятия, а затем снова опрошена через шесть месяцев после мероприятия; половина были опрошены только один раз, через шесть месяцев после мероприятия.
Исследование показало, что дети с умеренной степенью умственной отсталости справлялись так же хорошо, как и их типично развивающиеся сверстники того же уровня развития или умственного возраста, с точки зрения того, сколько они вспомнили, насколько точными были их рассказы и как они ответили на наводящие вопросы. Дети, которые были классифицированы как имеющие умеренный уровень умственной отсталости – дети с более серьезными когнитивными нарушениями – все еще могли дать полезные описания своего опыта, но были менее способны сделать это, чем обычно развивающиеся дети того же уровня развития.
Все дети вспомнили больше информации во время шестимесячного интервью, и были более точными и менее внушаемыми, когда их уже опрашивали ранее (через неделю после события), чем дети, которых опрашивали только один раз, в шесть месяцев. Типично развивающиеся дети младшего возраста и дети с легкой степенью умственной отсталости были очень похожи: обе группы вспоминали событие, но не вспоминали его, а также типично развивающиеся дети старшего возраста. Для детей с более тяжелыми интеллектуальными нарушениями картина была иной: они вспоминали меньше, чем даже самые маленькие типично развивающиеся дети.
"Нет причин, по которым детям с легкой и средней степенью умственной отсталости не должен быть предоставлен такой же доступ к следственным и судебным процессам, который был бы инициирован, когда типично развивающиеся дети сообщают о жестоком обращении," добавляет Браун. Это может включать в себя повторные интервью, а также использование открытого стиля допроса, при этом более сфокусированные вопросы откладываются до более позднего времени во время интервью, предлагает она.