Хотя преимущества кресла-коляски с вспомогательным приводом очевидны, они не всегда перевешивают недостатки. Согласно исследованию Университета Твенте в Нидерландах, вес конструкции может стать физическим бременем для определенной группы инвалидов-колясочников.
Исследователь мобильности Мариеке Клоостерман исследовала влияние WheelDrive, инвалидной коляски с электромотором. Как и электровелосипед, это инвалидное кресло должно облегчить жизнь пользователя за счет вспомогательного двигателя. Многие люди в инвалидных колясках страдают от перенапряжения плеча и другого физического дискомфорта. Кроме того, у них не всегда есть силы самостоятельно передвигать свои инвалидные коляски. Соответственно, вспомогательный привод может дать преимущества.
Равные усилия
Клоостерман протестировал прототип WheelDrive как на испытательных пользователях, не являющихся инвалидами, так и среди опытных пользователей инвалидных колясок. Результаты показали, что плечевые суставы были менее напряжены за счет вспомогательного привода. Пользователи в испытании сочли менее обременительным передвигать инвалидную коляску с механизированной опорой, чем обычную инвалидную коляску. Однако это не повлекло за собой значительного снижения энергопотребления. Другими словами, в любой ситуации – с вспомогательным приводом или без него – инвалиды прилагали одинаковые усилия. На основе этого результата WheelDrive стал более мощным. Исследование выявило еще один недостаток электронной инвалидной коляски: ее вес.
Большая целевая группа
Вспомогательный привод означает, что конструкция кресла-коляски весит на 10 кг больше на каждое колесо, чем обычное кресло-коляска. Это затрудняет, например, инвалиду-коляске возможность самостоятельно пользоваться автомобилем или путешествовать на общественном транспорте. Исследователь Мариеке Клоостерман приходит к выводу, что определенным группам людей инвалидное кресло со вспомогательным двигателем, безусловно, выгодно: «Люди с заболеваниями плечевого пояса или с прогрессирующей инвалидностью, например, рассеянным склерозом, могут получить выгоду. Им легче преодолевать расстояния, а значит, они вернут хоть часть своей независимости. Однако конструкция должна быть легче, чтобы она была привлекательным предложением для более широкой целевой группы.’