Как показало исследование Университета Бригама Янга, позитивное воспитание может быть особенно эффективным, помогая маленьким детям с нарушениями развития стать более независимыми и склонными к сотрудничеству.
Тем не менее, в то время как тысячи исследовательских статей провозглашали преимущества позитивного воспитания для типично развивающихся детей, сравнительно небольшое количество исследований изучали позитивное воспитание детей с проблемами развития.
Тина Дайчес и Тим Смит, оба работают с кафедры психологической консультации и факультета специального образования Университета имени Бригама Янга им. Дэвида О. McKay School of Education и их команда обнаружили всего 14 эмпирических исследований, посвященных воспитанию детей с отклонениями в развитии, такими как синдром Дауна, умственная отсталость и аутизм.
Несмотря на разнообразие исследований и предметов, результаты их анализа ясно продемонстрировали общее положительное влияние позитивного воспитания на функциональные результаты маленьких детей с нарушениями развития. И величина результатов не различалась в зависимости от типа инвалидности или возраста ребенка.
Дети с позитивным родителем в исследованиях продемонстрировали более высокий уровень независимости, языковых навыков, эмоционального выражения и социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Также они продемонстрировали улучшенный темперамент.
"Развитие ребенка с ограниченными возможностями зависит от его или ее способности к социальному взаимодействию, поэтому воспитание детей приобретает другое значение," сказал Смит. "Ребенку требуется дополнительное время, образование, навыки выживания и поддержка семьи."
Но, несмотря на жертвы, для родителей, которые практикуют позитивное воспитание, отдача может быть значительной.
"В семьях, где применяется позитивное воспитание, симптомы и тяжесть инвалидности ребенка с большей вероятностью уменьшатся со временем," сказал Смит. "Исследования неизменно показывают, что чем раньше и более последовательно предоставляется позитивное воспитание, тем лучше развивается ребенок."
Они опубликовали свое исследование в выпуске журнала «Исследования нарушений развития» за ноябрь-декабрь 2012 г., доступном здесь.
Стили воспитания можно разделить на три типа. А "снисходительный" стиль воспитания не карательный, приемлемый и невзыскательный. На противоположном конце спектра находится "авторитарный" стиль воспитания, при котором родители пытаются влиять на ребенка и контролировать его, чтобы поддерживать послушание и уважение к авторитету.
Посередине находится "авторитетный" или "положительный" стиль воспитания, который является рациональным и уважает самоволие ребенка, уравновешенное дисциплинированным соответствием. Этот стиль воспитания приводит к более положительным результатам для детей, чем два других.
"Признаки позитивного воспитания включают частый зрительный контакт, использование позитивного подтверждения, а не критики, демонстрацию понимания и немедленную реакцию," – сказал Смит, отметив, что такие общие навыки следует дополнять практиками и действиями, соответствующими потребностям и личности ребенка.
Идея позитивного воспитания может показаться "ежу понятно," – сказал Дайчес, но для родителей, которые сталкиваются с повседневными потребностями ребенка с проблемами развития, может быть трудно реализовать.
"Когда вы думаете о воспитании ребенка с отклонениями в развитии, может быть более интуитивно понятным быть авторитарным и предполагать, что ребенок не может разбираться в вещах в одиночку," она сказала. "С другой стороны, ребенку, страдающему аутизмом, может показаться, что легче и менее спорно проявлять снисходительность к ребенку и тем самым избегать конфликтов."
"Но должен быть баланс. Ребенок с ограниченными возможностями не должен подчиняться другим правилам в семье и не должен быть центром семьи," она сказала.
Добавлен Смит, "Нам нужно спросить себя: «Способствует ли воспитание надлежащим образом воспитание адаптации ребенка или оно делает для него то, что ребенок может и должен делать для себя»??’Цель состоит в том, чтобы лучше способствовать включению ребенка в общество," он сказал.
Смит считает, что для наилучшего поощрения позитивного воспитания родители должны начинать обучение до рождения ребенка, если это возможно.
"Врачи и консультанты должны информировать родителей об инвалидности и о том, что они могут сделать, чтобы способствовать развитию ребенка," он сказал. "Родителям также следует направлять их в образовательные программы, в государственные и частные некоммерческие организации и в доступные им социальные сети."
По его словам, необходимость раннего вмешательства особенно важна для детей с отклонениями в развитии в неполных семьях из-за часто ограниченных ресурсов, особенно времени родителей.
Стресс для родителей также вызывает беспокойство, поскольку предыдущие исследования показали, что родители детей с ограниченными возможностями должны заниматься более трудоемкими задачами.
"Но тот же родитель может также испытывать «эустресс» или положительный стресс от более активного участия в жизни ребенка," сказал Смит. "Есть так много богатых возможностей, которые общество упускает из виду, которые предоставляются родителям ребенка с ограниченными возможностями."
По словам Дайчеса и Смита, необходимы дополнительные исследования для изучения конкретного родительского поведения, вызванного различными ограничениями.
Также необходимы исследования в отношении стилей воспитания в различных семейных составах: